Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию старшей группы по теме «Опытно-экспериментальная деятельность» (опыты с воздухом)

Цель: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.

Задачи: расширить представления детей о сферах человеческой деятельности (в науке), их значимости для жизни общества в целом;

- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

- развитие органов зрения, слуха, обоняния, сенсомоторных способностей

- активизировать речь и обогащать словарь детей.

-  развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

- воспитывать дружеские взаимоотношения.

Предварительная работа: Занятия детей в мини-лаборатории. Опыты с водой, воздухом, магнитом, песком, глиной и другими материалами.

Оборудование: фартуки, вееры по количеству детей , пакеты,  мольберт, модель с перечнем знаков (глаз, руки, ухо, нос, гиря), стаканы по количеству детей, трубочки и ёмкости, наполненные водой, салфетки, пластилин, минеральная вода, крышки, бутылки, апельсиновые корки, чеснок, зерна кофе, перышки, султанчики, музыкальное сопровождение.

Ход занятия:

(Группа оборудована в научную лабораторию для проведения опытов с воздухом.) Дети заходят в группу под спокойную музыку, становятся полукругом.

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами пришли в научную лабораторию. А вы знаете, как называют людей, которые делают опыты? Их называют ученые. Хотите побывать в роли ученых?  Ответы детей

Воспитатель: Уважаемые ученые! Я приглашаю вас в путешествие по дороге, которая ведёт к открытиям. А с чем нам сегодня, предстоит работать вы узнаете, если отгадаете мою загадку.

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь

Невидимка он, и все же

Без него мы жить не можем. (воздух)

Сегодня мы с вами проведем опыты с  воздухом, и сделаем выводы. В лаборатории есть всё необходимое для этого. И прежде, чем мы приступим к исследованиям, я предлагаю, вам вспомнить технику безопасности и одеть фартуки.

Воспитатель: Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.

- Я знаю, что человек может прожить без еды - 5 недель, без воды - 5 дней, без воздуха не больше 5 минут.

А каким воздухом полезно дышать? Чистым. Что необходимо делать, чтобы воздух был чистым? Проветривать помещение, гулять на свежем воздухе, ездить загород, и.т.д.

А кому ещё нужен воздух? Рыбам, животным, растениям.

Воспитатель: Правильно, всему живому.

Посмотрите на доску, вам предложена модель, что здесь изображено?      (глаз, руки, нос, ухо, гиря)

- Посмотрите на первый знак  «глаз». Как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать ответ сейчас?

Ответы детей: Как можно увидеть воздух?

(дети  подходят к столу с оборудованием, начинают проводить опыты с воздухом).

Эксперимент №1 «Как поймать воздух?»

Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух, можно надуть пакет.

Закрутите его, что произошло с пакетами? Что в них находится? Вы его видите?

Вывод: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

Эксперимент №2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»

Воспитатель: Этот эксперимент коллеги проделайте самостоятельно.

Дети  берут  трубочки, опускают  в стаканы  с водой и  дуют.

Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

Вывод: когда дуем сильно, то пузырьков много, когда слабо, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

Воспитатель: Посмотрим, что дальше нарисовано на модели? «Руки». Как вы думаете, что может  означать этот знак?

Ответы детей: Как почувствовать воздух?

Эксперимент №3 «Чувствуем воздух»

Возьмите веера. Помашите ими, что чувствуете? (воздух, холодок).

А теперь подуйте на ладоши, что чувствуете? (воздух, струю воздуха).

Вывод: обнаружили воздух — почувствовали его.

- Коллеги, как вы считаете, нашли мы ответ на вопрос: Как можно почувствовать воздух? (Да)

- При помощи чего мы узнали, как можно почувствовать воздух? (При помощи веера, дули на ладошки).

- Отправимся на поиски следующего ответа на вопрос.

Посмотрите, на следующую знак, нарисовано «ухо» . На какой вопрос мы должны найти ответ?

Ответы детей: Как услышать воздух?»

Эксперимент №4 «Слышим воздух»

Возьмите по колпачку от фломастера, ручек  и подуйте с краю (дети берут предметы  стараются дуть в них) Что вы слышите? Звук, воздух.

А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.

С помощью чего мы услышали воздух коллеги? (Нам помогли колпачки от фломастера, ручек и шарик).

Вывод: воздух можно услышать разными способами.

Итак, мы продолжаем проводить эксперименты. На модели, какой следующий знак? «Нос». Как вы думаете, воздух имеет запах? Как это проверить?

Эксперимент №5 «Узнай по запаху»

Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили. Но прежде, чем мы проведем этот эксперимент, нам нужно подготовиться.

Я предлагаю вам на время покинуть нашу лабораторию.  И  приглашаю на ковёр, где мы проведем  специальные дыхательные упражнения.

Проводятся дыхательные упражнения

Дети проходят на ковер, становятся в круг

Я предлагаю, вам поиграть возьмите каждый пёрышко, положить на ладонь.  Чтобы ваше пёрышко улетело дальше всех, как нужно подуть? Сильно. Сделайте глубокий вдох и сильно подуйте  на пёрышко.

Проводиться упражнение, дети дуют на перышко лежащее на ладони.

А теперь я вам предлагаю положить ваши пёрышки и взять в руки султанчики. Как вы думаете, как нужно подуть, чтобы дольше всех двигался ваш султанчик? Дуть нужно также сильно? Нет, необходимо сделать глубокий вдох и медленно выдувать воздух на султанчик.

Проводиться упражнение, дети медленно дуют на султанчики

Итак, мы сделали дыхательные упражнения, и теперь кровообращение в головном мозге улучшилось, а значит, мы сможем внимательно сосредоточиться на следующем эксперименте.

Для проведения эксперимента вам необходимо сесть ( дети садятся на стульчики). А теперь я попрошу вас закрыть глаза и ощутить запах, который я вам предложу. Педагог берет корочку апельсина, мнет ее и подходит к каждому ребенку, дает понюхать. Откройте глаза и назовите запах, который вы почувствовали. Ответы детей

Следующий запах, закройте глаза, вдохните и назовите запах. Педагог открывает банку с зернами кофе. Дает понюхать. Чем пахнет? Ответы детей. А сейчас я  хочу предложить вам еще один запах, закройте пожалуйста глаза.  Педагог раздавливает дольку чеснока и дает ее понюхать. Чем пахнет? Ответы детей

Вывод: Запах передаётся по воздуху.

Коллеги  посмотрите у нас остался один знак, что это – «гиря». Как вы думаете, на какой вопрос мы должны ответить?

Ответ детей: Имеет ли вес воздух?

Воспитатель: Но для того, что бы провести этот эксперимент, нам нужно пройти в лабораторию.  (дети подходят к столу)

Эксперимент №6 «Живой пластилин»

Перед вами  два стакана с  водой. В первом стакане — чистая  вода из крана, во - втором стакане - газированная. Предлагаю вам разделиться на 2 команды по 5 человек. Первая команда опускает 5 кусочков пластилина в стакан с обычной водой, вторая команда опускает 5 кусочков пластилина в газированную воду.

- Что происходит в первом стакане? Что происходит во - втором стакане?

Вывод: В первом стакане обычная вода и пластилин опускается на дно.

Во - втором стакане вода газированная, она насыщена кислородом.  Поэтому кусочки пластилина поднимаются к поверхности воды, переворачиваются, и снова идут ко дну.

Итак, коллеги, мы сегодня провели множество экспериментов с воздухом, я предлагаю вам еще раз посмотреть на модель (глаз, руки, ухо, нос, гиря) и давайте их повторим, для этого я прошу, вас подойти к мольберту.

Какой эксперимент запомнился больше всего? К какому символу относится? Вспоминаем эксперименты и символы.

Уважаемые коллеги мы с вами уточнили свойства воздуха. Запомнили модель с символами. Я подготовила для вас схему свойств воздуха, по которой вы безошибочно сможете определить, какими свойствами обладает воздух.

Уважаемые коллеги! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. За ваши открытия я хочу присвоить вам звание « юный исследователь» и вручить медали.

Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного. Спасибо.

Конспект подготовил педагог группы "Цветные ладошки" Мацкевич Олеся Викторовна

назад