Консультация для родителей «Роль игры в жизни дошкольника».

Цель: Формирование у родителей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах ребенка и собственного развития.

Игра является важным фактором в жизни ребенка. Через игру взрослые передают ребенку совокупность знаний, умений и навыков, систему исторических и общечеловеческих ценностей. Игра - это способ определения ребенком своего места в мире людей и совершенствования своих возможностей.

В последние годы дети стали меньше играть. Причина этого явления - недостаток времени. Игра не приходит сама собой. Необходимо учить детей играть. Дошкольный возраст справедливо назван самым благодатным периодом для формирования личности. Вот почему  не следует предаваться иллюзиям, что эти способности разовьются сами по себе, без помощи взрослых.

Задумывались ли вы, почему дети любят играть?

Что даёт игра ребёнку?

(ответы родителей)

Игра – жизненная потребность ребёнка, она занимает важное место в жизни дошкольника и является главным средством воспитания детей.

В наше время для самых маленьких самой полезной считается песочная игротерапия.

А физическое развитие, тренировка пальчиков рук и всего тела лучше всего проходит именно в игровой форме.

Основной, самой доступной и эффективной игровой терапией считается ролевая а проще говоря – игра в куклы.

Мини опрос родителей

«Играете ли вы с ребенком»

«Назовите, пожалуйста, игры в которые играете вместе с детьми! »

«Знает ли ваш ребенок считалки? »

«Укажите, какие считалки ваш ребенок знает? »

Какие игры своего детства Вы помните, назовите их?

- Скажите, кто из вас прыгал через резиночку, играл в классики, салки?

А ведь эти игры учили детей находить общий язык, помогали им решать спорные и конфликтные вопросы.

Мы хотим то же сегодня с вами поиграть и начнем мы с небольшой разминки.

1. Игра-разминка «Встаньте те, кто… ».

- у кого дочери – вытянуть руки вперед;

- у кого 2 детей – поднять руки вверх;

- у кого сыновья - подпрыгнуть;

- кто сегодня пришел в брюках - присесть;

- кто любит мороженое – встать на одну ногу;

- у кого есть веснушки – поднять одну руку;

- кто любит слушать музыку – поставить руки на пояс;

- кто хочет в отпуск – садитесь на свои места.

Давайте поиграем в любимые игры!

(совместные игры детей и родителей)

«Море волнуется»

Игра на развитие внимания:

«Волшебное зеркало»

Когда мы смотримся в зеркало, что мы там видим? Конечно отражение! В нашем необычном магазине зеркалами будут сначала родители, вы же, ребята, будете в них смотреться. «Зеркало» должно полностью повторять движения того, кто в него смотрится.

Волшебное зеркальце!

Внимательно смотри!

И все мои движения

Точно повтори!

А теперь мы поменяемся местами.

Молодцы! Замечательно у вас все получается!

«Совушка»

Игру надо проводить в вечернее время, для того чтобы можно было создавать темноту. Свет надо приглушать постепенно.

Выбираются сова и зайцы (или заяц). Когда свет включен (день, сова спит, а зайцы скачут. Когда свет выключается (наступает ночь, сова вылетает, ищет зайцев и кричит: «У – у – у». Зайцы замирают. Если сова находит зайца, он становится совой.

«Мышеловка»

Выбирается кот и мышь. Кот спит в домике, мышь бегает и пищит. Кот просыпается и догоняет мышь. Мышь может спрятаться в домике. Затем они меняются ролями.

Игры, направленные на расслабление, снятие напряжения:

Игры в которые играют дети в детском саду

"Пятьсот подруг".

Дети встают в круг. В центре круга стоит ребенок, который закрывает глаза, и, протягивает руки вперед «стрелочкой». Дети, двигаясь по кругу, проговаривают слова:

Шире, шире, шире круг

У меня 500 подруг

Эта, эта, эта, эта,

А любимая вот эта.

На кого попадает «стрелочка», ребенок выходит в круг, становится к тому ребенку, который был в центре круга спиной.

Дети хлопают в ладоши и говорят:

Раз, два, три

Влево, вправо посмотри.

Если пара повернулась одну сторону, то они обнимаются, если в разные – пожимают друг другу руки.

«У медведя во бору».

Одного из детей выбирают медведем, для которого отводится определенное место – берлога. В двух шагах от берлоги проведем линию – это опушка леса. Дети стоят на противоположной стороне от берлоги. Они подбегают к линии,  имитируют сбор ягод, грибов, одновременно все вместе начинают нараспев приговаривать:

1.      «У медведя во бору

2.      Грибы, ягоды беру,

3.      Злой медведь не спит, все на нас глядит.

4.      А потом как зарычит да за нами побежит!».

На последнем слове медведь с рычанием выбегает из берлоги, кого-нибудь ловит и отводит к себе в берлогу. Когда будут пойманы все дети, выбирается другой медведь. Медведю нельзя выбегать из берлоги, а дети убегать от нее до того, пока не будет сказано последнее слово.

«Подарки»

Описание игры.

"Вы любите, когда вам дарят игрушки? Вот мы сейчас и будем делать друг другу подарки", - обращается к детям воспитатель, предлагает им построиться в большой круг и назначает того, кто первый будет выбрать себе подарок. Этот ребёнок выходит на середину круга, а воспитатель вместе с детьми ведет хоровод под следующие слова:

Принесли мы всем подарки,

Кто захочет, тот возьмёт.

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, волчок и самолёт.

Стихи вместе с воспитателем произносят все участники игры, постепенно их запоминая. Перечислять игрушки нужно медленно, выразительно, чтобы дети успевали представлять себе каждый предмет. С окончанием текста дети останавливаются. Воспитатель, обращаясь к стоящему в кругу, спрашивает, какой из перечисленных подарков он хотел бы получить. Если он выбирает коня, все дети изображают, как скачет конь. Если выбирается кукла, все танцуют, как куклы, если волчок - все кружатся, а если выбирается самолет - все подражают полету и приземлению.

Приведем слова и ритмические движения, которые выполняют дети в хороводе

«Зайцы в огороде»

Выбирается при помощи считалки один ребенок, для роли «бабушки» или «дедушки». Он располагается в стороне от детей и ждет.

Остальные дети вместе с воспитателем располагаются на «полянке» и повторяют за воспитателем слова и выполняют движения:

Зайцы,  по полю гуляли (дети прыгают на двух ногах имитируя движения зайцев),

Заглянули в огород (дети приставляют ладонь к бровям и смотрят по сторонам),

Капусту увидали (дети разводят руки в стороны и удивляются).

Каждый свой кочан грызет (дети присаживаются на корточки и делают вид, что грызут кочан).

Видят бабушка (дедушка) идет (ребенок в роли бабушки подходит к зайцам и начинает ходить вокруг них).

За дрожали лапки (дети имитируют дрожь «лапок»).

За дрожали ушки (дети имитируют дрожь заячьих ушей).

Убегают зайцы быстро без оглядки (дети убегают от «бабушки»).

Ребенок в роли бабушки ловит зайцев.

Совет родителям:

• Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детской игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.

Игра научит нас:

- говорить с ребенком на его языке;

- преодолевать чувство превосходства над ребенком, свою авторитарную позицию (а значит, и свой эгоцентризм) ;

- оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность, свежесть эмоций;

- открывать для себя давно забытый способ обучения через подражание образцам, через эмоциональное чувствование, переживание;

- любить детей такими, какими они есть.

Играя, мы можем научить детей:

- смотреть на себя со стороны глазами других людей;

- предвидеть стратегию ролевого поведения;

- делать свои действия, свои желания, свои чувства понятными для играющих;

- стремиться к справедливости, преодолевать стремление не только доминировать, но и соглашаться, подчиняться в игре.

И завершить сегодня нашу встречу словами неизвестного поэта:

Я пытался достичь сердца ребенка словами,

Они часто проходили мимо него неуслышанными.

Я пытался достичь его сердца книгами,

Он бросал на меня озадаченные взгляды.

В отчаянии я отвернулся от него.

«Как я могу пройти к сердцу этого ребенка? » - закричал я.

Он прошептал мне на ухо

«Приди, - сказал он, - поиграй со мной».

Консультацию подготовил педагог группы "Цветные ладошки" Бахарева Елена Александровна

назад