1. Места осуществления образовательной деятельности
Образовательная деятельность по реализации основной образовательной программы и дополнительных общеобразовательных программ дополнительного образования детей и взрослых осуществляется в МБДОУ ДС "Аленький цветочек" г. Волгодонска по адресу: Ростовская область г. Волгодонск ул. М. Горького, 177а.
Здание: Год введения в эксплуатацию 01.01.1978 год. Площадь здания - 2948,4 кв.м. Проект здания - типовой, двухэтажный. Выписка из ЕГРН от 26.12.2012г. Кадастровый (условный) номер: 61:48:0030524:212
Участок: МБДОУ ДС "Аленький цветочек" владеет земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования. Договор с Комитетом по имущественным и земельным отношениям Администрации г. Волгодонска, безвозмездное пользование от 28.05.2013 г. №2
Номер и дата государственной регистрации права: 61-61-09/041/2012-157 от 25.04.2012г.
Кадастровый (условный) номер: 61:48:0030524:55
Площадь земельного участка - 10.000 кв.м.
Остальная территория приходится на асфальтированные и грунтовые площадки и дорожки. Имеется электрическое освещение.
Территория огорожена забором, проведено озеленение, по периметру высажены зелёные насаждения.
Ежегодно, в весенний период, на игровых площадках проводится полная смена песка. В летнее время на территории учреждения разбиваются клумбы, цветники.
Прогулочные участки. В МБДОУ имеются оборудованные игровые прогулочные участки. Участки оснащены песочницами, скамейками, малыми спортивными формами. Для защиты детей, в том числе и детей с ОВЗ и детьми инвалидами, от солнца и осадков на территории каждого группового участка установлены теневые беседки.
2. Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для ведения образовательной деятельности по всем направлениям развития в МБДОУ ДС «Аленький цветочек» г.Волгодонска имеется10 изолированных групп,которые состоят из:
- раздевальной комнаты/приёмной - для приёма детей и хранения верхней одежды
- группового помещения - для проведения занятий, игр, приёма птщи
- спального помещения - для дневного сна воспитанников, оборудованного стационарными кроватями
- умывальной и туалетной комнат
Групповые помещения оборудованы необходимым количеством мебели, которая промаркирована и соответствует возрастным особенностям детей.
Для эффективного осуществления образовательного процесса и реализации ООП ДОУ в групповых помещениях в соответствии с требованиями ФГОС ДО, учётом интеграции образовательных областей создана комфортная развивающаяся предметно пространственная среда.
В групповых помещениях имеются развивающие игры Воскобовича, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, игрушки и пособия для организации сюжетно - ролевых игр, модули и маркеры игрового пространства в соответствии с возрастными особенностями воспитанников.
3. Наличие оборудованных учебных кабинетов для проведения практических занятий, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
*музыкальный зал - 1
*физкультурный зал - 1
*методический кабинет - 1
*кабинет педагога-психолога - 2
*кабинет учителя - логопеда - 2
*медицинский блок - 1, включающий в себя изолятор, прививочный кабинет, кабинет врача.; прачечная и пищеблок, оснащенные современным технологическим оборудованием.
В·медицинском и процедурном кабинете имеется необходимое оборудование для оздоровления, сохранения и укрепления здоровья детей групп общеразвивающей направленности, детей с ОВЗ и частично для детей - инвалидов.
Медецинский блок оснащён медицинским оборудованием и инвентарем (ростомер, тонометр с возрастными манжетами, стенофонендоскоп, динанометр кистевой (для детей дошкольного возраста), плантограф, бактерицидный облучатель воздуха (переносной и настенный), комплект воздуховодов, носилки, шины пневматические, воротник Шанца (для детей дошкольного возраста) и др.) Для ведения документации в пользовании медсестры имеется персональный компьютер, принтер, калькулятор.
Для полноценной двигательной деятельности воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей инвалидов, повышения функциональных возможностей детского организма в детском саду созданы условия:
*Спортивный зал оснащён как стандартным, так и нетрадиционным оборудованием: тренажеры (на развитие мышц разной группы), балансиры (на развитие вестибулярного аппарата), батуты, мягкие модули, стенка гимнастическая (шведская), массажные коврики для стоп, скамья гимнастическая, стелаж для хранения спортинвентаря, доска ребристая, стойка для игры в баскетбол, сетка для игры в волейбол.
*Для развития двигательной активности воспитанников, в том числе и для детей с ОВЗ имеются в достаточном количестве атрибуты: мешочки для метания, скакалки, игра "Кольцеброс", набор кеглей с мячом, канат, палка гимнастическая, обручи, флажки разноцветные, мячи разного размера, маски для подвижных игр и др. Все материалы соответствуют экологическим и гигиеническим требованиям.
* Для эмоционального настроения, проведения утренних гимнастик в спортивном зале имеется музыкальный центр, а для инструктора по физической культуре - компьютер, принтер.
*Для проведения физкультурных занятий, спортивных инр на свежем воздухе в МБДОУ имеется спортивная площадка с безопасным покрытием, спортивный комплекс "Крепыш" для развития основных видов движения.
*Для привлечения воспитанников, в том числе и детей с ОВЗ к оптимальной двигательной активности, развития двигательных умений, укрепления здоровья, проведения индивидуальной работы на групповых участках размещено спортивное оборудование: лестницы, стенды для метания, спортивный комплекс.
В кабинет учителя-логопеда созданы условия для проведения фронтально - групповых и индивидуально - подгрупповых занятий, оказания консультативной помощи родителям и педагогам. Логопедический кабинет оснащен програмными материалами, дидактическим и учебно - наглядными пособиями, специальной литературой, индивидуальными зеркалами, различными видами азбук, наборами предметных и сюжетных картинок, дидактическими играми и другим специальным оборудованием. Для реализации АООП и успешного развития детей с ОВЗ в кабинете в достаточном количестве имеются развивающие игры Воскобовича, панно на развитие: мышления, разных видов памяти, внимания, воображения и фантазии; пособия и материалы для развития мелкой моторики рук, физиологического ( диафрагмального) дыхания, звукопроизношения.
В кабинет педагога-психолога созданы условия для проведения консультативной, диагностической, коррекционной работы с детьми, в том числе с детьми с ОВЗ и детьми инвалидами. Включает в себя три зоны: рабочую, консультативную и зону индивидуальной и подгрупповой работы с детьми. В кабинете имеется: программно - методическое обеспечение, игры, картотеки, тактильные доски, сенсомоторные игровые наборы"Пассадо", "Сенсино", "Формидо", набор для работы с песком, камешки Марблс, компьютер, магнитофон.
В музыкальном зале с озданы условия для проведения непосредственно образовательной деятельности, досугов, праздников, развлечений и других мероприятий для детей и родителей. Музыкальный зал оснащен техническими средствами обучения: мультимедийное оборудование, интерактивная доска, музыкальный центр, микрофоны, телевизор, электронное фортепиано. Для развития музыкально - ритмических способностей детей, в том числе и для детей с ОВЗ и детей инвалидов имеются: детские музыкальные инструменты, костюмы для детей и взрослых, маски, декорации для праздников.
Группы детского сада общеразвивающей направленности оборудованы игровыми зонами, развивающими центрами (альбомы, познавательная литература, развивающие игры: лото, шашки, домино, настольно-печатные игры, конструкторы, ЛЕГО, конструкторы-трансформеры, мозаика, разного вида строительный материал (напольный, настольный), мягкие модули, глобусы, карты, макеты, лупы, комплекты коллекций и т.д., в том числе для детей с ОВЗ и частично детей - инвалидов.
Методический кабинет оснащен методической литературой, современными изданиями по развитию речи, ознакомлению с окружающим, приобретен демонстрационный материал для занятий с воспитанниками групп общеразвивающей направленности, детьми с ОВЗ и частично с детьми - инвалидами.
МБДОУ ДС "Аленький цветочек" г. Волгодонска имеет доступ к сети "Интернет", имеются компьютеры; ксероксы, теле, аудио, видеоаппаратура, музыкальные центры и, магнитофоны, сканер, настенные экраны, проекторы, фотоаппарат, видеокамера.
Воспитанники МБДОУ ДС "Аленький цветочек" г. Волгодонска не имеют доступа к сети "Интернет" и техническим средствам обучения.
4. Наличие библиотек, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В детском саду отсутствует отдельное помещение, отведённое под библиотеку.
Книжный фонд, который составляет библиотеку МБДОУ, располагается в методическом кабинете и включает в себя:
- книги для педагогов: методическая и справочная литература, словари и наглядные пособия для осуществления образовательной деятельности по основной образовательной программе дошкольного образования. Значительное место отводится в методическом кабинете периодическим изданиям: "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения", "Дошкольное воспитание", газета "Добрая Дорога Детства" и др.
- книги для воспитанников, в том числе и для детей с ОВЗ (сборник сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей), энциклопедии.
- книги для воспитанников также находятся в "Книжном уголке" в групповых помещениях.
5.Доступ к информационным системам и информационно - телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Информационное пространство МБДОУ включает в себя: электронную почту, локальную сеть с выходом в Интернет, действующий официальный сайт МБДОУ. На сайте образовательного учреждения имеется версия для слабовидящих.
Кабинеты и специализированные помещения оснащены следующим информационно - техническим оборудованием:
- персональные компьютеры,ноутбуки
- принтеры
- музыкальные центры
- проекторы
- телевизоры
Для воспитанников, в том числе для детей с ОВЗ и инвалидов в МБДОУ имеется проекционные экраны.
Доступ воспитанникам, в том числе детям с ОВЗ и детям инвалидам к информационным системам и информационно - телекоммуникационным сетям отсутствует.
6.Электронные образовательные ресурсы к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для повышения качества образовательного процесса в детском саду используются электронные образовательные ресурсы: мультимедийные презентационные материалы, обучающие фильмы, мультфильмы, звуковые файлы (музыка и аудиокниги), проекционные экраны и проекторы.
7.Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ не имеется.
8. Средства обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания для обеспечения образовательной деятельности, используемые в детском саду, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы МБДОУ как совокупность учебно - методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно - образовательных задач в оптимальных условиях.
Для воспитанников МБДОУ, в том числе и детей с ОВЗ и детей инвалидов, используются следующие средства обучения:
- печатные (развивающие учебные пособия Воскобовича, УМК, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный игровой материал и т.д.)
- электронные образовательные ресурсы (электронные пособия)
- аудиовизуальные (презентации, образовательные видеофильмы)
- наглядные плоскостные (плакаты, развивающие панно, иллюстрации настенные, магнитные доски, буквы, цифры, коврографы и др.)
- демонстрационные (игрушки, муляжи, макеты, стенды, пособия Воскобовича)
Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы).
9. Наличие средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
С сентября 2019 года в ДОУ функционирует группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи: 5 - 7 лет, деятельность которой регламентируется Положением о работе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Для занятий с детьми группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в МБДОУ оборудован логопедический кабинет.
Для индивидуальных занятий с детьми в группе компенсирующей направленности дополнительно созданы условия в кабинетн педагога - психолога. Педагогом - психологом, совместно со специалистами, разработаны индивидуальные программы развития ребёнка (маршруты). Для реализации индивидуальной программы в кабинете имеются развивающие игры и пособия:
* "Азбука" на развитие произвольного внимания, логического мышления, памяти, совершенствование мелкой моторики, обогащение словарного запаса и активизации речи
*"Весёлая логика" на развитие логического мышления, сообразительности
*"У нас в школе" на развитие представлений о школе, школьной жизни, школьных принадлежностях
* "Что за чем и почему" на развитие и коррекция познавательных процессов
* "Книга - лабиринт" на развитие мелкой моторики
* "Сырный ломтик" на развитие зрительно - моторной координации
*"Сверкающее домино", "Театр настроений","Домики эмоций" для работы с тревожными детьми и др.
10. Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В МБДОУ ДС "Аленький цветочек" г. Волгодонска разработан Паспорт доступности, в соответствии с которым по мере поступления финансирования предусмотрено оборудование территории детского сада и здания, обеспечивающее доступ в здание образовательной организации и пути движения внутри здания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с Паспортом доступности определены зоны и объекты доступности всех категорий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Для обеспечения возможности доступности людей с ограниченными возможностями в здание дошкольного учреждения, на входе установлена кнопка вызова помощи. На ступеньках центрального входа имеется жёлтая разметка. в коридорах здания имеются световые знаки.
11. Условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Обеспечение безопасности в ДОУ.
В соответствии со ст.41 Федерального закона №Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 года №273 - ФЗ в МБДОУ ДС "Аленький цветочек" г. Волгодонска созданы условия для охраны здоровья воспитанников. Для обеспечения безопасности жизнедеятельности образовательного учреждения в ДОУ установлены:
*тревожная кнопка, с подключением на пульт охраны
*наружное видеонаблюдение
*система оповещения о пожаре
В МБДОУ имеются первичные средства пожаротушения.
Груповые помещения имеют отдельные запасные выходы для эвакуации детей в случае необходимости.
Разработаны и утверждены:
- инструкции по пожарной безопасности и об охране жизни и здоровья воспитанников
- планы эвакуации на каждом этаже
- паспорт безопасности образовательной организации МБДОУ ДС "Аленький цветочек" г. Волгодонска
- паспорт дорожной безопасности
- план взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами МВД России и территориальными органами Росгвардии по противодействию терроризму и экстремизму
Работа по охране жизни и здоровья воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей инвалидов ведётся постоянно. В группах имеются журналы инструктажей, где записываются темы бесед с детьми, родителями.
Организация первичной медико - санитарной помощи осуществляется медицинским персоналом, закреплённым за детским садом(врач - педиатор и медицинская сестра) в соответствии с договором о сотрудничестве между МУЗ "Детская городская больница" г. Волгодонска и МБДОУ ДС "Аленький цветочек" г. Волгодонска.
В соответствии с требованиями п.11 части 1 ст.41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012г. №273 - ФЗ все педагогические работники прошли обучение по курсу "Оказание первой помощи".
12. Условия питания воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Организация питания в МБДОУ осуществляется на основании разработанных нормативно - правовых документов, локальных актов:
* Положение об организации питания
* Положение о бракеражной комиссии МБДОУ
* Приказ об организации питания в МБДОУ
* Примерное десятидневное меню для организации питания детей от 1,5 до 3 лет и с 3 - до 7 лет на осенне - зимний и весенне - летний периоды.
Организация питания в МБДОУ и цикл приготовления блюд организуется в соответствии с санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативами, осуществляется штатными работниками на пищеблоке учреждения, состоящем из:
- Кладовой для хранения сухих продуктов, с холодильным оборудованием для хранения скоропортящих продуктов.
- Кладовой для хранения овощей - (отдельное помещение).
- Пищеблока состоящего из отделов горячего и холодного цехов, цена первичной обработки овощей.
Пищеблок оснащён современным оборудованием: электроплиты, холодильники, картофелечистка, овощерезка, электромясорубки.
В ДОУ осуществляется четырёхразовое питание для детей с 12 - ти часовым пребыванием в соответствии с утверждённым 10 - дневным меню. Выполнение физиологических норм питания воспитанников составляет 100% по всем основным продуктам. Учётная документация пищеблока ведётся по унифицированной форме (журнал бракеража готовой продукции, журнал бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья). Качество и безопасность готовой продукции и сырья при поступлении в ДОУ контролируется, на поставляемые продукты питания имеется сопроводительные документы.
Рациональное питание детей дошкольного возраста - необходимое условие их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды. Дети в большинстве находятся в дошкольных учреждениях 12 часов и их питание, в основном, обеспечивается именно этими учреждениями. Поэтому от того, насколько правильно организовано питание в ДОУ, во многом зависит здоровье и развитие дошкольников.
Основным принципом правильного питания дошкольников должно служить максимальное разнообразие пищевых рационов. Только при включении в повседневные рационы всех основных групп продуктов - мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей и фруктов, сахара и кондитерских изделий, хлеба, круп и др. можно обеспечить малышей всеми необходимыми им пищевыми веществами. И, наоборот, исключение из рациона тех или иных из названных групп продуктов, равно как и избыточное потребление каких-либо из них, неизбежно приводит к нарушениям в состоянии здоровья детей. Мясо, рыба, яйца, молоко, кефир, творог, сыр являются источником высококачественных животных белков, способствующих повышению устойчивости детей к действию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов. Поэтому их следует постоянно включать в рацион питания дошкольников.
В нашем детском саду большое внимание уделяется правильному составлению меню и строгому соблюдению правил приготовления пищи.
Составление меню и контроль за соблюдением правил приготовления пищи в нашем ДОУ осуществляют шеф-повар·Огнева Татьяна Константиновна
·и медицинская сестра·Мумчян Радмила Юрьевна. В их обязанности входит осуществление контроля за качеством доставляемых продуктов питания, их правильным хранением, соблюдением сроков реализации, а также за соблюдением натуральных норм продуктов при составлении меню-раскладок, качеством приготовления пищи, соответствием ее физиологическим потребностям детей в основных пищевых веществах. Медсестра детского сада также контролирует санитарное состояние пищеблока, соблюдение личной гигиены его работниками, доведение пищи до детей, постановку питания детей в группах.
Контроль за качеством получаемых продуктов, условиями их хранения и сроками реализации осуществляется ежедневно. Все пищевые продукты, поступающие в детское учреждение, проверяются на соответствие требованиям государственных стандартов. При получении скоропортящихся продуктов обязательно требуются за них качественные удостоверения с указанием даты выработки, сорта или категории, срока реализации, ряда лабораторных данных (например, для молока и молочных продуктов - жирность, содержание белка).
Для эффективной организации питания, в детском саду имеется примерное 10-ти дневное меню, специально составлена картотека блюд, где указаны раскладка, калорийность блюд, содержание жиров, белков и углеводов. Использование таких картотек позволяет легко подсчитать химический состав рациона и при необходимости заменить одно блюдо другим, равноценным по составу и калорийности. Разрабатывая конкретное меню, в первую очередь определяется состав обеда, для приготовления которого рекомендуются максимальное количество мяса и рыбы. Из мяса, кроме говядины, используется мясо курицы.
Из мясных продуктов готовятся котлеты, гуляш, биточки, шницеля, которые делаются в отварном и тушеном виде. В качестве гарниров ко вторым блюдам чаще используются овощи (отварные, тушеные, в виде пюре).
Первые блюда представлены различными борщами, супами, как мясными, так и рыбными.
Учитывая необходимость использования в питании детей различных овощей, как в свежем, так и в сыром виде, в состав блюда включается салат, преимущественно из свежих овощей. Салаты, как правило, заправляются растительным маслом. В качестве третьего блюда - компот из свежих или сушеных фруктов, сок. В ДОУ проводится искусственная С-витаминизация третьего блюда.
На завтрак и уплотненный полдник готовятся различные молочные каши, а также овощные блюда (овощное рагу, тушеная капуста), блюда из творога. Из напитков на завтрак дается злаковый кофе с молоком, молоко, чай, какао.
В промежутке между завтраком и обедом рекомендуется дополнительный прием пищи - второй завтрак, включающий напиток, сок или свежие фрукты, кисломолочные биопродукты.
В организации питания ребенка дошкольного возраста имеет большое значение соблюдение режима, что обеспечивает лучшее сохранение аппетита, поэтому промежутки между отдельными приемами пищи составляют 3,5-4 часа, а объем ее строго соответствует возрасту детей.
Ежедневно на стенде вывешивается меню на текущий день.
Отдельное меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ не предусмотрено.
Уважаемые родители воспитанников, посещающих наше дошкольное учреждение, Вы можете быть уверенными в правильной организации питания своих детей!